Радиостанция Хантер с антнной суперфлекс и проволочным противовесом в защитном чехле.

Хантер со штатной антенной 

Не больше домашнего радиотелефона 

Как я выбирал рацию

 или почему CB?

Наверное будет лишним объяснять необходимость использования радиосвязи если вы увлекаетесь отдыхом на воде или водномоторным спортом. Если у вас мощный катер с жестким корпусом, бесспорна необходимость наличия на борту радиостанции речного или морского диапазонов в зависимости от района плавания.  Без нормальной радиосвязи невозможно шлюзование или вход в акваторию порта или яхтклуба, проще расхождение или обгон на судовом ходу. Для сложных регионов прогноз погоды, возможность подать или принять сигнал бедствия.

 Вопрос: нужна ли радиосвязь на борту небольшой надувной лодки из ПВХ  остается открытым. Рации речного диапазона довольно дороги. Процедура регистрации довольно сложна и тоже стоит не мало. Тем более, согласно правил судовождения, маломерным судам нечего делать на судовом ходу и они обязаны уступать дорогу без обмена сигналами с другим судном. В конечном счете решать владельцу судна.

  Я считаю, что связь в любом случае нужна. Даже если вы не отходите от базы или лагеря далее 5 км, на воде часто возникают различные ситуации, когда необходимо связаться с берегом или другой лодкой. Покрытие сотовой связи в местах, отдаленных от благ цивилизации, оставляет желать лучшего, да и цены на роуминг не малые. К тому же есть риск утопить или залить любимый мобильный телефон. Скажу по личному опыту, что это случается довольно часто.

Что может предложить рынок радиосвязи? В специализированных магазинах, на радиорынках сейчас можно свободно приобрести практически любую радиостанцию различной мощности и дальности. Но так ли это на самом деле и что скрывается под яркими блистерами и коробками с продукцией, часто ввезенной контрабандным путем?

Выбор в данной ситуации не такое простое дело. Без глубокого изучения вопроса, некоторых начальных знаний в области радиосвязи и  законодательной базы сложно, а порой, и не возможно сделать правильный выбор.

И так для гражданского использования в России разрешены следующие виды радиосвязи:

PMR, LPD и CB. Часто, когда кому-нибудь из пользователей раций задаешь вопрос: а какая у тебя связь?  В ответ звучит: ты о чем, не понимаю.

 

PMR. Аббревиатура переводится как  Персональное Мобильное Радио. Данный стандарт разрешен практически повсеместно у нас и в Европе. Применяется для гражданской радиосвязи. Радиостанции данного стандарта не подлежат регистрации и могут использоваться свободно. Вещание ведется на частотах от 446 МГц с заданным шагом сетки. Общепринято по стандартам, что PMR имеет 8 каналов для связи. В Росси не подлежат регистрации радиостанции мощностью передачи до 0,5 Вт.

 

LPD. Тоже разрешенный стандарт связи. Частота работы от 433 МГц. В отличие от предыдущего стандарта имеет 69 каналов. В России не подлежат регистрации радиостанции до 0,1 Вт.

Не смотря на обилие моделей данных радиостанций, выбрать что-либо подходящее сложно. При разрешенной мощности 0,5 и 0,1 Вт  ни о какой серьезной дальности говорить не приходится. Хотя  можно приобрести профессиональные модели с возможностью переключения мощности передачи до 2 или 5 Вт. Строго следуя букве закона, данные аппараты уже подлежат регистрации.

 

Подходят ли они для использования на воде?

 Если пересчитать по формуле, то получается, что длина волны в данных стандартах около 70 см (0,7 м).  Коротенькие антенны в угоду эргономике, компактные размеры и простота использования. Эти небольшие мыльницы имеют свои преимущества в городе благодаря  способности волны многократно отражаться от бетонных стен, при движении колонной из двух машин нет необходимости использовать внешние антенны - связь в прямой видимости из салона будет нормальной. Любой лесистый участок, поворот реки с обрывистым  берегом, высокий холм или скала окажутся непреодолимым препятствием для такой радиоволны. На озере в прямой видимости можно добиться заявленных в проспекте  3 км дальности. По личному опыту могу сказать, что связь возможна, но качество сигнала будет не очень. Одна рация находится на берегу, вторая в лодке- оператор, как правило, сидит. Берег услышит нормально, но в лодке сигнал будет плохо разборчив.  Это в условиях прямой видимости, когда между абонентами нет препятствий. Все заявления на упаковках о дальности 3-5 км только рекламный ход. Мне даже попалась коробочка от модели одного известного производителя, где была заявлена дальность для мыльницы более 30 км (там было в милях), оставим это на их совести.

 

CB. Citizen Band (Гражданский диапазон). Частота от 27 до 28 МГц. Во всем мире используется как гражданская радиосвязь. Радиостанции во всем цивилизованном мире не подлежат регистрации при условии, что мощность вещания не превышает 10 Вт. Хотя в некоторых странах нет и этого ограничения (например Австралия с ее расстояниями в пустынях и саванне). Данный вид связи широко используется водителями во всем мире. Здесь есть выделенные каналы связи для экстренного вызова, информационные каналы, каналы свободного общения.

К сожалению и здесь Россия опять позади планеты всей. Рации данного вида связи у нас подлежат регистрации, хотя порядок и «упрощенный», но об этом позже.

Для удобства пользования диапазон разбит на сетки A,B,C,D,E. Россия опять «отличилась». Дело в том, что наши сетки вещания не совпадают с европейскими на 5 КГц. Например: популярный канал связи водителей-дальнобойщиков С 15е или 27, 135 МГц, такой же канал в российской сетке С 15 rus- 27, 130 МГц. Официально разрешена работа в сетках С и D. Это по 40 каналов в сетках Се и С rus  и столько же в сетках D.

Сами радиостанции бывают как стационарные, так и переносные. Стационарные встраиваются в автомобиль или устанавливаются стационарно для работы диспетчеров информационных каналов и службы спасения. Данный вид связи широко используют таксисты в провинции. Что, строго говоря, не совсем законно, т.к. CB не может быть использована в коммерческих целях.

В настоящее время ассортимент портативных переносных радиостанций на 27 МГц ограничен несколькими моделями. Это Алан 42 и российские рации производства КБ «Беркут».

 

Перепробовав на воде несколько моделей PMR и LPD, хочу подробнее остановиться на портативных радиостанциях CB диапазона. Использую их первый сезон, и пришел к выводу, что, наконец, я приобрел ту связь, которая мне нужна. Пользуюсь портативными рациями «Хантер» производства КБ «Беркут» и автомобильной портативной станцией  Штурман 6 того же производства.

Первые пробы связи проводились на небольшой дистанции на Пироговском водохранилище. Результат оказался положительным- связь была качественной и устойчивой на всем расстоянии от залива Новосельцево до Бухты Радости. Но это была только первая проба.

Следующий выезд, когда потребовалась радиосвязь, был на озеро Волго. Здесь мы смогли сравнить возможности СиБи  и стандарта LPD. В качестве оппонентов  выступили обычные мыльницы Моторола. Скажу сразу, что заявленная дальность 3 км для LPD вполне возможна между берегом и лодкой, находящейся на открытой воде при условии, что между абонентами нет препятствий в виде зарослей или островов. Вот качество звука оставило желать лучшего. Проблема в миниатюрных антеннах: абонент, сидящий в лодке находится значительно ниже абонента на берегу, поэтому берег слышит нормально, а на воде речь трудно разбираема. После этих экспериментов LPD отправили в багаж и, в дело пустили СиБи «Хантеры». Здесь хочу предупредить, что рации были оснащены удлиненными узкополосными антеннами (40 см) суперфлекс, настроенными на сетку вещания D в которой работают данные модели раций и оснащены проволочными противовесами, которые должны обеспечивать максимальную дальность работы антенн.

 «Хантеры» мощностью 6 вт уверенно работали по всей акватории озера как напрямую между лодкой и берегом, так и в случае, когда абонент на берегу заходил в лес, находился на территории турбазы или внутри кирпичного здания. Можно уверенно сказать, что качественная связь была возможна на расстоянии от 5 км до 7км. Хотя это еще не предел.  Дело в том, что человек, который пользовался рацией на берегу, впервые использовал СиБи связь и, по аналогии с обычными мыльницами, не использовал проволочный противовес антенны, который значительно увеличивает дальность. На дальность связи в этом диапазоне влияет множество факторов и природных явлений. Например: я уверенно слышал диспетчера такси на расстоянии 90 км (так называемые тропосферные прохождения), а нахождение рядом высоковольтной линии или источника электромагнитных помех  может сократить расстояние в несколько раз.  Система шумоподавления настраивается в ручную по порогу шумов и обеспечивает максимально возможную дальность для данных условий работы.

Теперь не много о самих радиостанциях. Используемые модели «Хантер» произведены и разработаны с России. Данные двухканальные модели уже устарели и сняты с производства. В настоящее время выпускаются  «Хантер 6». Это шести канальные радиостанции с еще большей чувствительностью и возможностью работать с более слабым сигналом. Все радиостанции этого модельного ряда имеют стандартные разъемы типа BNC для быстрой смены антенн. В зависимости от условий использования, если не требуется высокая дальность связи (например возле или на территории базового лагеря), можно быстро установить компактные штатные антенны. Отдельно хочется отметить высокую автономность работы раций от одного комплекта источников питания.

 Питание обеспечивают 8 аккумуляторов стандарта ААА  емкостью 1000 мА. Запаса одной зарядки, согласно заявлениям производителя хватает на 60 часов в режиме 90% прием 10% передача. В режиме ожидания, полностью заряженные аккумуляторы, высаживаются более 72 часов.   Во время использования на Волго за 4 дня мы так их и не посадили, хотя использовали очень активно. При необходимости они могут работать от любого источника питания 12-15 В или от 8-ми батареек типа ААА. При работе от батареек мощность передачи возрастает до 8 Вт.

От влаги защищена сама схема рации, но не корпус.  Согласно инструкции производителя, в случае попадания в воду, необходимо сразу извлечь аккумуляторы и просушить рацию, после чего полностью восстанавливается ее работоспособность.  Топить мы их не пробовали, но моя рация в лодке регулярно попадала под дождь и брызги. На работоспособности это не сказалось.

            Рации по габаритам и весу значительно крупнее портативных мыльниц LPD и PMR, но не тяжелее и не больше профессиональных моделей. Если  посадили аккумуляторы, то зарядка штатным устройством 14-16 часов. На «Хантерах», как бюджетных моделях, нет ни одного обозначения органов управления (в случае захвата врагом воспользоваться не смогут). Но отличает простота управления, поэтому привыкаешь быстро. В комплект входит гарнитура- наушник, что весьма удобно, когда заняты руки или встречный ветер, а за спиной ревет мотор на максимальных оборотах . Из минусов можно отметить малое количество каналов (в моем случае сего 2 ) и не возможность их перенастроить. Такова плата за высокую автономность и дальность с компактной антенной.  При использовании в салоне автомобиля необходима внешняя настроенная антенна, т.к. для радиоволны длинной 11 м кузов авто является экраном.  Вообще в СиБи связи, чем длиннее антенна, тем выше дальность, мощность передатчика здесь  не играет значительной роли, разрешенных 10 Вт вполне достаточно.  Важна чувствительность приемника. В технических характеристиках этот параметр называется «избирательность по соседнему каналу». Чем выше, тем лучше. С длинной стационарной антенной можно добиться связи на расстоянии в несколько десятков километров. Стандартная автомобильная антенна (примерно 2м) позволяет связаться на трассе на расстоянии от 5 до 15 км. Кузов автомобиля является хорошим электромагнитным противовесом. Как правило, для связи в дороге достаточно 3-5 км чтобы быть в курсе дорожной обстановки, дальние разговоры только отвлекают. За городом, в условиях сплошной малоэтажной котеджной застройки и леса, линий электропередач и железной дороги, с автомобильной антенной уверенно удается связаться на расстоянии 3,5-4 км. Что практически перекрывает весь дачный поселок. Данный вид связи позволяет немало сэкономить на внутренних переговорах в условиях роуминга сотовой связи и, уж не говоря о тех районах, где связь не устойчива или отсутствует вовсе.  

В конечном счете, я не пытаюсь кого-то агитировать за приобретения данного вида связи. Просто хотелось внести ясность во многие возникающие вопросы при выборе радиосвязи.

Хотя в настоящее время многие специализированные магазины продвигают усиленно стандарт LPD и PMR, я считаю, что СиБи рано списывать со счетов как мобильную связь. Ведущие иностранные производители перестали выпускать портативные, т.к. не смогли обеспечить приемлемые характеристики аппаратуры (исключение Алан 42 от Мидланд).

Отечественные производители смогли это сделать. По соотношению цена\ качество\ потребительские свойства данные аппараты производства «Беркут» не имеют конкурентов на сегодняшнем рынке гражданской радиосвязи.

Я намеренно не останавливался на сравнении с радиостанциями диапазонов 136-174 Мгц и стандарта FRS (462 Мгц), потому что последний вообще запрещен к использованию на территории России, а диапазон 136-174 Мгц (длинна волны 2м) требует специального разрешения и удостоверения радиолюбителя 4 класса. К тому же  некоторые каналы из выше перечисленных используются спецслужбами и полицией, я думаю, они не очень обрадуются, если вы по незнанию создадите им помехи.

Ко всему вышесказанному остается только добавить, что иногда здравый смысл торжествует и в нашей стране, несмотря на все препоны чиновников и госаппарата. Согласно Постановления Правительства Российской Федерации от 13.10.2011 за № 837 рагистрация радиостанций диапазона 27 МГц мощностью до 10 Вт отменена. Так что пользоваться данным видом связи можно абсолютно спокойно на всей территории России.

 

 

 

 

 

© shar63

Конструктор сайтов - uCoz